Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Для эффективной работы предприятия необходимо грамотно организовать труд работников и производить контроль над его деятельностью. Чем крупнее предприятие, тем сложнее управлять кадрами, и тем острее оно нуждается в правильном построении структуры управления.
Для успешного ведения производства необходимо рационально построить процесс управления в пространстве. Это осуществляется путем определения, исходя из особенностей предприятия, наиболее эффективной организационной структуры.
Организационный механизм управления предприятием имеет множество компонентов, но обязательно должен представлять собой единую систему, в которой функционирование отдельных элементов взаимозависимо и взаимообусловлено. Структура управления предприятием, или организационная структура тесно связана с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий.
Организационные структуры управления компаниями отличаются большим разнообразием и зависят от многих факторов. К ним могут быть отнесены, в частности, размеры фирм (средняя, мелкая, крупная), профиль фирмы (специализация на одном конкретном направлении или нескольких направлений) и пр.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ
1.1. Сущность организационной структуры системы управления
Организационная структура системы управления персоналом представляет собой совокупность устойчивых взаимосвязей подразделений и должностных лиц, обеспечивающих выполнение задач по укомплектованию кадрами предприятия.
Структура определяет внутреннее строение предприятия, степень жесткости/гибкости организационной конфигурации, типы взаимодействия между ее внутренними элементами. Организационной структурой системы управления предприятием называется состав подсистем или элементов системы, каждому из которых соответствует определённая функция, а так же предприятие связей и отношений между подсистемами или элементами системы [14, c. 38].
Организационная структура системы управления предприятием – это разделение предприятия на подразделения в целях упорядочения взаимодействия звеньев, установления подчинённости и полномочий.
Организационная структура системы управления предприятием – это структура объекта управления, обеспечивающая взаимодействие между его элементами.
Структура управления в предприятия необходима для управления различными областями деятельности предприятия – производством, закупкой, сбытом, маркетингом, финансами, НИОКР, работой с персоналом и т.д. Анализ преимуществ и недостатков различных подходов к построению системы управления на предприятии позволит сделать правильный выбор в пользу конкретных организационных структур, учитывая при этом состояние рынка и стратегию предприятия. Структура управления предприятия есть выражение целостности, взаимосвязи элементов управления в управляющей системе. Различают организационную структуру управления на уровне цеха, фирмы, отрасли, региона и т.п.
Основными элементами организационной структуры управления выступают:
− цели и стратегии системы;
− иерархические звенья управления или уровни принятия решений и ответственности;
− горизонтальные звенья по уровням управления, выполняющие функциональную деятельность, − менеджеры и руководители, управленческие работники;
− субъекты внешних связей – потребители, поставщики, партнёры, финансовые структуры, конкуренты, государственные органы, социальные предприятия;
− связи – отношения, коммуникации, информация.
Определяющим звеном структуры являются связи, – отношения, имеющие многогранное и многоаспектное содержание. Прежде всего, отношения по управлению имеют социально-экономическую природу, поэтому, при формировании способа связей между людьми и коллективами, осуществляющими совместную деятельность, учитывается совокупность интересов – экономических, социальных, психологических.
Следует также отметить, что основное внимание уделяется связям, отражающим характер разделения труда, выделяют функциональные связи (вертикальные и горизонтальные); линейные (отношения руководства и подчинения); формальные (регламентированные) и неформальные (доверительные) [20, с. 52].
Целевое назначение структуры управления предприятия – обеспечить устойчивое развитие социально-экономической системы посредством формирования, поддержания и совершенствования способов взаимосвязи и взаимодействий системы с внешней средой и внутреннего взаимодействия элементов системы. С целевым назначением связана и способность адаптации структуры к изменяющимся условиям среды с наименьшими затратами временных, трудовых, материальных и финансовых ресурсов.
Устойчивость, рациональность, адаптивность, гибкость, управляемость, коммуникативность, надёжность, организационная культура – основные характеристики, обусловленные сущностью, свойствами и целевым назначением структуры управления.
Между всеми составляющими организационной структуры управления существуют сложные отношения взаимозависимости: изменения в каждой из них (например, числа элементов и уровней, количества и характера связей и полномочий работников) вызывают необходимость пересмотра всех остальных. Увеличение количества элементов и уровней в организационной структуре управления неизбежно приводит к многократному росту числа и сложности связей, возникающих в процессе принятия управленческих решений; следствием этого нередко является замедление процесса управления, что в современных условиях тождественно ухудшению качества функционирования менеджмента предприятия.
1.2. Подходы к совершенствованию организационной структуры
Вопрос совершенствования организационной структуры предприятия время от времени встает перед каждым предприятием. Основная причина этого кроется в том, что не существует никакого критерия эффективности и оптимальности организационной структуры и, как бы хорошо не была построена организационная структура, всегда будут сомнения в ее оптимальности и эффективности.
Организационная структура должна быть оптимальна для достижения экономических целей, поставленным перед предприятием. Оптимальна только та организационная структура, которая обеспечивает наиболее эффективную реализации стратегии предприятия по достижению поставленной перед ним цели.
Поэтому, в первую очередь перед предприятием стоит вопрос разработки стратегии и создания системы стратегического управления, из которого вытекает и вопрос создания организационной структуры, обеспечивающей эффективную реализацию принятой стратегии. А поскольку стратегия должна постоянно корректироваться вслед за изменениями внутренней и внешней ситуации предприятия, за ней должна следовать и совершенствоваться организационная структура.
Стратегия предприятия – это принимаемые политики (нормы, принципы, правила) и, основное, программы, проекты и планы достижения поставленной цели: проекты развития предприятия, планы выпуска продукции, программы создания новой продукции, и т.д. Непосредственно видно, что ни один план, ни один проект, не может быть разработан без самой организационной структуры, без определения подразделений, реализующих эти планы и проекты, без определения взаимодействия подразделений при реализации этих планов и проектов [20, с. 338].
Таким образом, если предприятием еще не разработана стратегия его деятельности, то вопрос совершенствования организационной структуры не может быть адекватно решен, он преждевременен, - необходима разработка стратегии, а затем уже и совершенствование организационной структуры под требуемую стратегию – стратегия определяет структуру.
Если предприятие ставит перед собой серьезные стратегические цели, то возникает необходимость поиска новых возможностей и конкурентных преимуществ, и такие возможности часто скрываются в совершенствовании структуры управления. При этом руководству часто приходиться отказываться от малоэффективных методов управления, таких как иерархических, механических, бюрократических. Иными словами, происходит переход к новой модели управления, в основе которой лежат интеграционные процессы в компаниях, их объединение с помощью глобальных информационных систем в стратегические альянсы и другие союзы самых разных типов. При этом возникают сложности с формированием структуры управления. Изменяющиеся условия требуют перехода от костных структур управления, основанных на бюрократических процедурах к органическим структурам, которые позволяют развивать инновации, повышать активность персонала и добиваться большей гибкости.
2. ОЦЕНКА УПРАВЛЕНИЯ ООО «СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ «ЦЕНТР»
2.1. Характеристика деятельности организации
ООО «Строительная компания «Центр» создано 23 июля 2008 года. Входит в число крупных строительных компаний г. Чебоксары Чувашской Республики. Большой опыт строительства зданий на условиях генподряда с применением инновационных технологий, современных материалов дает возможность, в отличие от большинства других строительных фирм, предлагать действительно комплексный подход к возведению объектов, во многом новаторский, для отечественного рынка строительных услуг.
Основное направление деятельности ООО «Строительная компания «Центр» заключается в строительстве комфортабельного жилья по индивидуальным проектам ведущих архитекторов города. В структуре компании работают следующие отделы: производственно-технический, бухгалтерия, отдел снабжения, ОГМ, отдел недвижимости. В их штате трудятся высококвалифицированные специалисты: инженеры-строители, инженеры-технологи, менеджеры, юристы, риэлторы.
Компания успешно выдерживает конкуренцию уже более 15 лет. В своей работе ООО «Строительная компания «Центр» руководствуется принципом строгого соблюдения условий договоров и качества выполняемых работ. ООО «Строительная компания «Центр» реализовало такие проекты как: индивидуальные многоквартирные кирпичные жилые дома № 1,3,5,5/1,7,9,11,13 по ул. Академика Крылова и дома № 8, 8/1, 8/2, 8/3 по ул. Б.С. Маркова, двухуровневый гаражный комплекс по ул. Пирогова д.4 «Е».
Основное направление деятельности ООО «Строительная компания «Центр» заключается в строительстве комфортабельного жилья по индивидуальным проектам ведущих архитекторов города. В структуре компании работают следующие отделы: производственно-технический, бухгалтерия, отдел снабжения, ОГМ, отдел недвижимости. В их штате трудятся высококвалифицированные специалисты: инженеры-строители, инженеры-технологи, менеджеры, юристы, риэлторы.
Ценовая политика ООО «Строительная компания «Центр»: договорные цены на строительную продукцию формируются на основе конъюнктуры рынка, стоимости существующих рыночных цен на материально-технические и энергетические ресурсы и определяются согласно действующих нормативных актов.
2.2. Организация структура организации
Система управления ООО «Строительная компания «Центр» соответствует целям управления, каждый из элементов соответствует системе в целом, каждый из элементов соответствует любому из элементов.
Организационная структура ООО «Строительная компания «Центр» имеет линейно-функциональную структуру.
Генеральный директор – действует от имени предприятия, представляет его во всех хозяйственных и государственных предприятиях. Генеральный директор распоряжается имуществом предприятия, заключает договоры со сторонними организациями, открывает в банках расчетный счет и распоряжается денежными средствами на счетах. Часть своих полномочий генеральный директор передает своим заместителям: техническому директору, заместителю по строительству, заместителю по капитальному строительству.
2.3. Анализ эффективности управления организацией
Из таблицы 4 видно, что директор ООО «Строительная компания «Центр» перегружен, и исполняет большинство обязанностей, которые по должностным инструкциям должны выполнять функциональные руководители, следовательно, распределение должностных полномочий в организационной структуре учрежэдения не является оптимальным. Необходимо перераспределить нагрузку между директором и другим персоналом административно-управленческого аппарата.
Для выявления наиболее важных задач, необходимо составить матрицу предпочтений (таблица 5). Матрица была составлена группой экспертов ООО «Строительная компания «Центр», в которую вошли директор, главный бухгалтер, главный инженер, начальник ремонтно-строительного участка и начальник производственно-технического отдела, на основе ответов на вопрос относительно каждой рассматриваемой задачи, а именно «Является ли данный вид задачи наиболее важный по сравнению со сравниваемой?».
По результатам расчета, можно увидеть, что одними из самых важных задач являются работа с клиентами, управление маркетингом, управление портфелем проектов и контроль за процессом строительства. Это очевидно, поскольку данные задачи, являются основой построения дальнейшего рабочего процесса. При этом в организационной структуре ООО «Строительная компания «Центр» отсутствует персонал, который бы отвечал за функционирование системы маркетинга, работу с клиентами, а также за функционирование проектного управления, что не позволяет учреждению достигать своих целевых показателей в полном объеме.
Определение необходимой численности руководителей, служащих и специалистов затрудняется тем, что для большинства из них не устанавливаются нормы выработки или нормы обслуживания. Численность руководящих работников, специалистов и служащих зависит от выполняемых ими функций и поставленных задач в рамках функционирования компании.
Далее проведем анализ организационной структуры предприятия точки зрения её соответствия текущей стратегии компании, т.к. от этого зависит уровень эффективности функционирования ООО «Строительная компания «Центр».
Основными задачами текущей стратегии являются:
1. Внедрение новых технологий в производство.
2. Модернизация строительного оборудования.
3. Расширение рынка сбыта.
4. Дифференциация портфеля строительных проектов.
При этом следует отметить, что расширение рынка сбыта требует тщательного маркетингового исследования, но в организации отсутствует персонал, который бы обладал необходимыми профессиональными навыками и отвечал за проведение данной процедуры. Кроме того, в условиях высокого уровня конкуренции на строительном рынке требуется постоянный мониторинг уровня удовлетворенности клиентов, а также регулярная разработка маркетинговых программ но стимулированию объемов продаж.
Ко всему прочему, направление дифференциации портфеля строительных проектов требует внедрения проектного управления в структуре предприятия. Требуется персонал, который бы отвечал за подготовку строительных проектов, т.к. от эффективности разработки проекта зависит, получит ли компания гранд на строительство того или иного объекта недвижимости, а значит, и зависит уровень получаемой прибыли предприятием.
3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ
ООО «СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ «ЦЕНТР»
3.1. Разработка проекта по совершенствованию организационной структуры организации
Для совершенствования организационной структуры ООО «Строительная компания «Центр», необходимо внедрить проектное управление. В первую очередь необходимо внести изменения в организационную структуру, и рассказать коллективу о предстоящих изменениях. Следующим шагом будет проведение обучения текущего персонала и найм новых сотрудников. Так же следует обратить особое внимание на обратную связь от сотрудников.
Основные изменения:
1. Расширение должностных обязанностей за счет возможности участия в процессе реализации строительных проектов таких сотрудников, как главный бухгалтер, главный инженер, начальник ОТО, начальник РСУ, менеджер по работе с клиентами.
2. Проведение курсов повышения квалификации для директора компании и расширение его должностных полномочий. К прежним обязанностям будут добавлены следующие задачи:
- разработка политики предприятия в области маркетинга:
- руководство маркетинговыми исследованиями, проводимыми отделом;
- организация сбора и анализа всей коммерческой информации, касающейся деятельности фирмы, а также руководство поиском новых рынков;
- организация изучения мнения клиентов с последующим информированием руководства предприятия и ее структурных подразделений о полученных результатах.
3. Открытие вакансии менеджера по работе с клиентами, в должностные инструкции которого будут входить следующие задачи:
- осуществление анализа целевой аудитории и выявление потребностей;
- разработка методов поиска потенциальных клиентов и составление схем общения с ними;
- осуществление поиска клиентов различными методами;
- организация и проведение подготовительных переговоров, уточнение их потребностей и подготовка оферты;
- работа с возражениями клиентов;
- заключение договоров от имени предприятия;
- поддержание контактов со всеми наличествующими клиентами;
3.2. Эффективность разработанного проекта
В настоящий момент в учреждении уровень централизации функций управления имеет высокое значение. В учреждении присутствует проблема большой загруженности директора, он принимает решения и участвует в процессе во всех подразделениях предприятия. А также не достаточное количество компетенций и ответственности клиент - менеджеров. Ожидается, что изменение организационной структуры позволит разгрузить директора, а также расширить зону принятия решения и ответственности клиент - менеджеров.
Для оценки занятости сотрудников предприятия необходимо составить матрицу РАЗУ на момент завершения проекта (таблица 6).
Таким образом, произойдет снижение загруженности директора, по средствам перехода ряда функций руководителям отделов. Если говорить об успешной реализации проекта, то, как результат, ожидается внедрение новой организационной структуры в учреждении. Благодаря чему, будет более эффективно распределяться рабочее время, каждого сотрудника, увеличится производительность, что приведёт к возможности выполнять большее количество проектов, от которых прежде приходилось отказываться, в связи с нехваткой рабочего времени и персонала. Что в свою очередь приведет к увеличению прибыли предприятия.
После того, как мы рассмотрели основные мероприятия, рассчитали бюджет и сроки, необходимо посмотреть, насколько выгодно проводить изменения в ООО «Строительная компания «Центр». Для этого рассчитаем, сколько предприятие выиграет, при увеличении числа проектов, завещаемых в срок на 3%, не выходящих за рамки бюджета на 3%.
В 2020 г. ООО «Строительная компания «Центр» сдал 93,5 тыс.кв.м. Средняя цена за кв.м. на территории г. Салехард составляла 48 594 руб.
По статистическим данным, предоставленным ООО «Строительная компания «Центр» средняя задержка сдачи дома составляет 179 дней, превышению бюджета 21,95%.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В первой главе работы были рассмотрены основные теоретические аспекты разработки проекта по совершенствованию организационной структуры предприятия. К таким теоретическим аспектам были отнесены понятие, сущность организационной структуры и её значение для предприятия, а также типы организационных структур с рассмотрением их ключевых достоинств недостатков. Кроме того, были изучены основные проблемы организационных структур учреждений и пути их решения.
Во второй главе была проанализирована деятельность ООО «Строительная компания «Центр» с точки зрения внутренней среды, что позволило получить представление о принципах деятельности предприятия. Анализ внутренней среды показал, что у предприятия слабо развит комплекс маркетинга, задачи в рамках текущей стратегии не выполняются, в результате чего снижается величина чистой прибыли, что приводит к снижению уровня рентабельности предприятия.